Виадук через долину Кандерталь, Фрутиген, Швейцария

Ключевые моменты:

  • Площадь укладки СПФБ: около 1500 м2
  • Продолжительность работ: 5 недель
  • Чрезвычайно высокая водонепроницаемость и долговечность, герметизация и восстановление основания за одну операцию, решение с минимальным количеством соединений, нахлестов и переходов;
  • По сравнению с вариантом замены гидроизоляционной мембраны риск нарушения сроков строительства значительно ниже, независимо от погодных условий;
  • Конкурентоспособные цены при единовременных затратах на выполнение строительных работ, низкие эксплуатационные затраты на протяжении всего жизненного цикла объекта.
  • Год окончания строительства: сентябрь 2017 год
  • Местоположение: Фрутиген, Швейцария
  • Материалы: сверхвысокопрочный фибробетон Ductal®
Проект в цифрах:
  • 274 м — длина
  • 2,7%.— продольный уклон

Виадук был построен в 1911 году во Фрутигене на ж/д линии Лёчберг. Длина этого одноколейного моста из каменной кладки составляет 274 м. Виадук является знаковым, символическим сооружением в долине. Он служит связующим звеном между севером и югом Европы для перевозки пассажиров и грузов.

Во время регулярных инспекций было обнаружено, что полимерно-битумная гидроизоляция, уложенная шестьдесят лет назад, больше не защищает конструкцию от проникновения воды. Это привело к повреждению каменной кладки моста. Также, в связи с многочисленными местами разрушения бетона и активными процессами коррозии арматуры появилась необходимость восстановления железобетонного балластного корыта на достаточно большой площади (около 20%).

В связи с необходимостью закрытия движения фактор сроков строительства был одним из определяющих при выборе технологии работ. Было принято решение о замене битумной гидроизоляции на слой сверхпрочного фибробетона Ductal®.

Сверхвысокая плотность Ductal® гарантирует полную водонепроницаемость 30-миллиметрового добавленного слоя и изоляцию всей нижележащей конструкции. Крайне высокие физико-механические характеристики исключают необходимость его дальнейшей защиты. Поскольку процесс укладки Ductal® от погодных условий практически не зависит, на сроки выполнения работ по укладке погода никак не повлияла, а общая продолжительность строительства была минимальной.

Долговечность материала исключает необходимость его замены до конца срока службы несущей конструкции. Это значительно снижает затраты на техническое обслуживание и потери, связанные с временной остановкой железнодорожного сообщения на период ремонта.

Для заказчика это было первое знакомство с материалом. Перед началом основных работ был создан полноразмерный образец фрагмента конструкции в масштабе 1:1 для отработки технологии укладки фибробетоной смеси. Условия были максимально приближены к реальности. Образец имел схожие геометрию, качество поверхности, уклон. Пробная укладка производилась с использованием оборудования и оснастки, которую планировалось применять на реальном объекте, силами персонала, который будет задействован в будущем при выполнении работ на реальном объекте. Предварительные испытания показали, что конструкцию опалубки необходимо усовершенствовать, чтобы обеспечить надежную укладку тонкослойного покрытия без дефектов.

Подготовка поверхности включала удаление слоев старой гидроизоляции, поврежденного бетона и ее обработка с помощью очистки водными струями высокого давления. К укладке были подготовлены два состава Ductal®: самоуплотняющийся слоем 30 мм для боковых поверхностей и выше, а также тиксотропный состав 25 мм для укладки на горизонтальной поверхности дна корыта. Тиксотропный состав укладывался за одну операцию по всей площади. Единственные швы в поперечном сечении выполнялись по бокам горизонтальной поверхности корыта. Работы велись сверху вниз. Захватка в продольном направлении составляла 24 м.

Состояние бетона желоба оказалось значительно хуже, чем предполагалось. Однако это не помешало завершить работу качественно и в срок, особенно с учетом укладки состава Ductal® по всей горизонтальной поверхности за один день. Продолжительность работ составила 5 недель.