Инновации и современные технологии в дорожном строительстве
Статья опубликована в журнале «Дорожная держава» № 128/2024 (декабрь 2024)
2024 год стал годом развития новых продуктов и технологий в дорожной и мостостроительной отрасли. Отвечая потребностям отрасли сегодня, ЦЕМЕНТУМ предлагает не только экспертизу, решения, надежные материалы и эффективные технологии для создания качественные дорожной сети, но также активно разрабатывает и внедряет в применение новые продукты.
Так, перспективным направлением в продуктовом портфеле ЦЕМЕНТУМ стали блоки парапетного ограждения «Нью- Джерси» для стационарного и временного применения. Это современный способ строительства современных качественных и безопасных дорог. Блоки предназначены для широкой сферы использования: в качестве дорожных ограждений при ремонтах и строительстве автомагистралей, путепроводов, эстакад и горных дорог, для организации безопасного движения и разделения потоков транспорта на парковках, в городе и внутри предприятий, а также для обустройства долгосрочных ремонтных дорожных работ. Преимуществом блоков «Нью-Джерси» является высокое качество лицевой поверхности и возможность круглогодичного монтажа, в т.ч. в зимнее время.
Компания принимает участие в целом ряде важных региональных и федеральных проектов строительства и ремонта дорог, реализуемых по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Блоки парапетного ограждения «Нью-Джерси» станут одним из высокоэффективных решений и для осуществления стратегических задач, предусмотренных новым нацпроектом «Инфраструктура для жизни», который с 2025 года будет включать комплексное развитие населенных пунктов страны.
Парапетные ограждения производятся на заводе ЖБИ ЦЕМЕНТУМ на базе производственного кластера в Коломне (Московская область) из собственного высококачественного цемента и щебня. Эксперты компании оказывают комплексную техническую поддержку для выпускаемой продукции: консультирование на этапах проектирования, монтажа и эксплуатации блоков, выезд технических специалистов ЦЕМЕНТУМ на объект для проведения шеф-монтажа. Специально для проектировщиков была разработана собственная электронная база узлов и примыканий блоков «Нью-Джерси», позволяющая сэкономить время на подбор блоков для проекта.
Еще одно инновационное направление, которое развивает ЦЕМЕНТУМ, — это сверхрочный фибробетон (СПФБ). В 2024 году компания полностью локализовала производство сухой смеси для СПФБ в России на базе производственного кластера в Воскресенске (Московская область). ЦЕМЕНТУМ поставляет продукт на рынок под торговым наименованием ЦЕМЕНТАЛЬ® в готовом виде в составе сухой смеси, фибры и химического компонента. По своему составу СПФБ является композитным материалом на цементном вяжущем, содержащим в своем составе фибру (в зависимости от назначения — металлическую или полимерную) равномерно распределенное в плотной бетон-матрице. Команда экспертов ЦЕМЕНТУМ оказывает комплексную поддержку Заказчику по проектам с применением ЦЕМЕНТАЛЬ® — от проектирования до строительства и сдачи в эксплуатацию.
Сверхпрочный фибробетон называют материалом будущего, поскольку использовать его можно практически в любой области строительства. Материал применяют:
- в инфраструктурном строительстве: основным фокусным сегментом для СПФБ является мостостроение. Материал используют в том числе для ремонта, усиления и гидроизоляции искусственных сооружений;
- в дорожно-транспортном строительстве — при ремонте, в качестве добавленного слоя для усиления дорожного полотна и пр.;
- для производства ЖБИ из сверхпрочного фибробетона, в том числе карнизных блоков, несъемной опалубки и дренажных решеток. Данная технология уже успешно апробирована в России, реализован ряд пилотных проектов, компания переходит к их масштабированию;
- в гражданском строительстве при архитектурном оформлении объектов — для облицовки фасадов зданий крупноформатными и перфорированными панелями, а также для создания парящих лестниц и мостов;
- в промышленном строительстве — для защиты и усиления гидротехнических сооружений, для устройства промышленных полов и площадок под оборудование.
Научный подход к созданию дизайна материала и проведенные испытания позволяют говорить, что СПФБ ЦЕМЕНТАЛЬ® является локальной версией зарубежного Ductal®. Новый бренд ЦЕМЕНТАЛЬ® как нельзя лучше отражает характер материала: технологичный как бетон и надежный как металл. На текущий момент уже освоено производство ЦЕМЕНТАЛЬ® двух составов — тиксотропного (применяется на наклонных поверхностях с небольшим уклоном, например, плите проезжей части) и самоуплотняющегося (подходит для производства изделий в опалубке, монолитных конструкций, а также ремонтов). Также запущено производство состава ЦЕМЕНТАЛЬ® на основе белого цемента ЦЕМЕНТУМ, который предназначен для реализации различных архитекрурных решений (от конструктива зданий до фасадных панелей и элементов).
Что, помимо инноваций, отличает дорожное строительство сегодня?
На этот вопрос отвечает Анна Ружицкая, Руководитель службы разработки материалов и технологий ЦЕМЕНТУМ:
«Современное дорожное строительство уже сложно назвать консервативным, так как разрабатываются и внедряются новые принципы проектирования, строительные материалы, технологии строительства и мониторинга состояния дорог. Основным толчком к развитию отрасли, на наш взгляд, послужило увеличение требуемых межремонтных сроков для дорог, а также установленные целевые показатели в национальном проекте „Безопасные качественные дороги“.
Еще один аспект — это активное освоение цифровых технологий и, прежде всего, внедрение технологии цифрового моделирования (BIM) на этапе проектирования, различных интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Ведь работа искусственного интеллекта, машинного зрения и т. п. способствует не только увеличению пропускной способности дорожной сети, эффективному мониторингу движения транспорта, обеспечению безопасности дорожного движения, но и позволяет более детально осуществлять контроль над состоянием конструктивов автомобильных дорог.
Из ресурсных технологий можно выделить технологии укрепления грунтов и холодной регенерации, с применением которых значительно увеличивается качество и долговечность слоев оснований автомобильных дорог, а вместе с этим и покрытий. Кроме того, технологии позволяют обеспечить сырьевую безопасность проектов в тех регионах, где ощущается дефицит инертных материалов, а также использовать (в том числе) при строительстве вторичные материалы техногенного происхождения».
В 2024 году на проекты с применением технологий укрепления грунтов и холодной регенерации компанией ЦЕМЕНТУМ было поставлено более 200 тыс. тонн комплексных минеральных вяжущих, в том числе из специализированной продуктовой линейки DOROMIX. Все проекты были обеспечены технической и инженерной поддержкой со стороны исследовательской лаборатории и службы проектирования и строительства ЦЕМЕНТУМ.
Основной задачей на 2025 год, применительно к таким технологиям, для экспертов компании станет расширение внедрения использования вторичных материалов как компонентов комплексных минеральных вяжущих и техногенных грунтов.