Обзор линейки комплексных минеральных вяжущих DOROMIX от ЦЕМЕНТУМ для укрепления грунтов
В этой статье — о том, как новая технология укрепления грунтов помогает сократить сроки и стоимость строительства и реконструкции автомобильных дорог и какие продукты и сервисы компании ЦЕМЕНТУМ позволяют успешно реализовывать эту технологию на всех производственных этапах.
Из чего состоит линейка DOROMIX
DOROMIX — это бренд компании ЦЕМЕНТУМ (экс-Holcim Россия), линейка комплексных минеральных вяжущих (КМВ) под марками Base, Standard, Extra и Special. Марка и дозировка конкретного КМВ подбираются в зависимости от результатов испытаний, где оценивается эффективность физико-химического взаимодействия с различными типами грунтов и требования конкретного проекта.
Уникальность линейки в том, что ЦЕМЕНТУМ не просто продает клиенту готовый товар: специалисты компании сопровождают проект на всех этапах и помогают подобрать в лаборатории индивидуальный состав смеси грунт-вяжущее для каждого участка работ.
Линейка DOROMIX разработана для трех главных технологий: плоскостного укрепления различных типов грунтов, холодной регенерации дорожной одежды и вертикального укрепления грунта (струйная цементация, глубинное смешивание). В этом материале речь пойдет о первой из них.
DOROMIX производится из портландцементного клинкера и минеральных компонентов на всех цементных заводах компании: в Вольске (Саратовская область), Ферзиково (Калужская область) и Коломне (Московская область). Важно, что в работе данных предприятий применяется альтернативное топливо: при сжигании в печах твердые коммунальные отходы выделяют энергию, которая частично заменяет сжигаемый природный газ. Технология полностью безопасна для окружающей среды и позволяет сократить потребление голубого топлива в среднем на 17% в год.
Почему спрос на DOROMIX растет
Технология укрепления грунтов пользуется все большей популярностью в дорожном строительстве: если работы предстоит вести в сложных условиях, сроки поджимают, грунт на площадке переувлажнен, а организовать подвоз нового грунта на замену дорого, КМВ становятся незаменимым инструментом. Оно помогает укрепить существующий грунт, не нагружать дорожную сеть подвозом нового, завершить строительство в сжатые сроки и при этом сэкономить до 15–30% сметы на строительство и реконструкцию.
Спрос на технологию растет благодаря поддержке Правительством инфраструктурных проектов, в том числе дорожных: в 2023–2027 годах на строительство, ремонт и реконструкцию дорог по всей России выделят более 13 триллионов рублей. В эксплуатацию планируют ввести больше 4000 километров новых магистралей и отремонтировать более 110 000 километров автодорог.
Что о DOROMIX рассказывают эксперты ЦЕМЕНТУМ
«Технология укрепления грунта с применением комплексных минеральных вяжущих DOROMIX при строительстве автомобильных дорог позволяет снизить стоимость конструкции более чем на 12% и стоимость слоев основания более чем на 25%, существенно сократить сроки строительства, снизить количество прибывающих на объект грузовиков в 6–8 раз», — отмечает менеджер по продукту ЦЕМЕНТУМ Дмитрий Воробьев.
«При использовании комплексных минеральных вяжущих DOROMIХ дорожные инженеры ЦЕМЕНТУМ оказывают техническую поддержку на всех производственных этапах для обеспечения высокого качества и технологичности производимых работ по стабилизации и укреплению грунтов, а также при проведении работ по устройству слоев дорожных одежд из холодных органоминеральных смесей с использованием вторичного асфальтобетона и асфальтогранулобетонных смесей. Сервисы ЦЕМЕНТУМ помогают удостовериться в достижении проектных требований устраиваемых конструктивов с применением КМВ DOROMIХ в промежуточном и проектном возрасте, сокращении проектной стоимости производства работ и своевременной сдачи объекта», — добавляет инженер по автодорожным проектам ЦЕМЕНТУМ Михаил Шестаков.
Что о продукте рассказывают профессионалы отрасли
Недавно в Москве состоялось первое в 2023 году заседание Совета главных инженеров Федерального дорожного агентства. На нем главный инженер ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское» Дмитрий Леонов обратил внимание на то, сколько средств экономит технология ресайклинга покрытий и оснований дорог, а также стабилизация и укрепление оснований неорганическими вяжущими в рамках работ по капитальному ремонту.
На заседании Леонов рассказал: «Стабилизация грунта и использование асфальтогранулобетона дает удешевление около 16–17%: доставка песка и щебня бывает дороже материалов. У нас немного переувлажненных зон, но в случае необходимости при стабилизации вместо цемента используем отсев дробления из известняковых карьеров» (Цит. по: Копотилов А. Совет главных инженеров: комплексная повестка // Дороги России XXI века. — 2023. — № 2 (134). — С.71—73.).
Как специалисты ЦЕМЕНТУМ помогают подбирать состав смесей
Устройство конструктивных слоев из укрепленного/стабилизированного грунта в рамках строительства автомобильных дорог сопровождается следующими сервисами, оказываемым дорожными инженерами ЦЕМЕНТУМ:
- Дорожные инженеры отбирают образцы с объекта на типовых участках автомобильной дороги. После этого проводятся лабораторные испытания грунта в Испытательном центре ЦЕМЕНТУМ.
- Рецептура укрепленного грунта подбирается на основе физико-механических характеристик протестированного грунта. Заказчику предоставляются официальные протоколы испытаний исходных материалов (грунтов с объекта) и протоколы испытаний грунта, обработанного вяжущим, с указанием типа и дозировок КМВ DOROMIX для обеспечения проектных требований, заверенные аккредитованной лабораторией.
- На этапе пуско-наладочных работ заказчик получает полную техническую поддержку:
- Контроль распределения КМВ техникой;
- Определение режима работы ресайклера;
- Контроль фактической влажности грунта и ее корректировка при необходимости;
- Определение режима уплотнения катками и составление акта пробного уплотнения;
- Контроль коэффициента уплотнения грунта, обработанного КМВ;
- Отбор образцов смеси грунт-вяжущее из-под ресайклера;
- Изготовление образцов на приборе стандартного уплотнения с объекта проведения работ для проведения лабораторных испытаний;
- Контроль соответствия проектным требованиям.
Какие еще сервисы предоставляет ЦЕМЕНТУМ при работах
После того, как уплотнение грунта с помощью КМВ будет завершено, инженеры ЦЕМЕНТУМ:
- Определяют уплотнение укрепленного грунта, отбирая пробы укрепленного грунта из конструктива или определяя плотность баллонным плотномером. Пробы передаются в лабораторию, где рассчитывают коэффициент уплотнения по сравнению с лабораторными условиями.
- Испытывают укрепленные грунты динамическим штампом, определяя единичные значения модуля деформации динамической штамповой установкой в количестве, требуемом НТД, но не менее 30 точек на захватку.
- Испытывают укрепленные грунты статистическим штампом по показателю модуля упругости и модуля деформации на поверхности слоя, а также соответствие модульного коэффициента требованиям НТД с официальными протоколами испытаний от лаборатории.
- Отбирают и испытывают керны из укрепленных грунтов с официальными протоколами испытаний из Лаборатории ЦЕМЕНТУМ с фактическими показателями прочностных характеристик и коэффициента уплотнения.