ЦЕМЕНТУМ поднял вопрос о мерах государственной поддержки для применения альтернативного топлива
5 августа прошло заседание Комиссии по утилизации Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии на тему: «Развитие производства и применения альтернативного топлива в промышленности».
Виталий Богаченко, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию ЦЕМЕНТУМ, в ходе своего доклада представил успешный опыт применения альтернативного топлива (АТ) на заводах компании и акцентировал внимание на барьерах, которые препятствуют развитию применения RDF в цементной отрасли:
«Отраслевая программа по применению альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве принята в 2022 году, в ней зафиксированы очень амбициозные цели по потреблению АТ на цементных заводах ― 3 млн тонн АТ в год к 2030 году. Однако за прошедшие 3 года не было принято никаких мер, которые бы стимулировали производителей цемента внедрять технологию в производственный цикл. В текущих реалиях срок окупаемости любого проекта по созданию мощностей для потребления АТ составляет более 15 лет, а должно быть не более 5 лет».
Напомним, что проблема переработки отходов в России остается острой. Объемы накопления ТКО в стране растут значительно быстрее, чем развивается инфраструктура по их переработке или утилизации. Вовлечение отходов во вторичный оборот в качестве АТ для цементных заводов могло бы существенно сократить объем отходов, направляемых на полигонное захоронение.
Среди наиболее эффективных мер государственной поддержки, которые бы позволили снизить стоимость АТ для ключевых потребителей — цементных заводов, а значит, сократить сроки возврата инвестиций, можно выделить следующие:
- Компенсация затрат цементного завода при использовании альтернативного топлива в форме прямого субсидирования стоимости альтернативного топлива. Данное субсидирование может быть обеспечено за счет расширения целевого использования экологического сбора или иных источников финансирования;
- Введение регулируемого тарифа на производство альтернативного топлива в рамках территориальной схемы обращения с отходами или компенсация части затрат на производство альтернативного топлива за счет средств регионального бюджета;
- Компенсация транспортных затрат на доставку альтернативного топлива от места его производства/образования до цементного завода.
«Не важно, какой из трех вариантов поддержки выберет государство. Важно, чтобы хотя бы один из них полноценно заработал, это снизит инвестиционные риски для производителей цемента. Интерес к применению альтернативного топлива в цементной отрасли есть. За последнее время целый ряд производителей подтвердили готовность к внедрению технологии в производственный цикл. При условии получения мер поддержки, а значит, сокращения срока возврата инвестиций, новые мощности по применению АТ появятся относительно быстро, что позволит существенно изменить ситуацию с накоплением отходов в России», — подчеркнул Виталий Богаченко.