М-12 «Восток»: Успешный опыт строительства федеральной трассы от ЦЕМЕНТУМ
Автодорога М-12 «Восток» от Москвы до Казани — крупнейший дорожный проект, ещё 308 километров которой совсем недавно ввел в строй Президент Владимир Путин. ЦЕМЕНТУМ рассказывает, как благодаря проектному подходу и комплексной работе сервисов компании удалось преодолеть все логистические вызовы и выдержать сроки реализации национальных проектов.
Чем важна М-12
Автомобильная дорога М-12 — часть трансконтинентального транспортного коридора «Европа — Западный Китай», благодаря которой время в пути между Москвой и Казанью сократится почти вдвое (6,5 часов вместо 12). М-12 «Восток» — часть национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», создающая до 50 тысяч новых рабочих мест и привлекающая до 70 миллионов тонн внутреннего грузопотока.
8 сентября церемонию открытия северного направления, связующего начало дороги Московского скоростного диаметра, участков М-12 до Арзамаса и Южного обхода Арзамаса общей протяженностью свыше 300 километров, возглавил Президент России Владимир Путин. Движение по основному ходу трассы будет запущено уже до конца 2023 года.
С точки зрения дорожного строительства проект М-12 — один из сложнейших в своем роде и один из крупнейших в истории строительства федеральных трасс. Разница свойств почв и геодезии на разных участках, необходимость возведения десятков мостов, развязок, путепроводов и других искусственных сооружений, потребность в сверхпрочных сортах бетона для укрепления конструкций — всё это требует от строителей и поставщиков колоссальных усилий и слаженности работ. На 7 и 8 этапах строительства и вовсе возводится ряд уникальных искусственных сооружений, в том числе сложный 8-пролетный мост через реку Свияга и мостовой переход через Волгу длиной в несколько километров.
Как проектный подход в логистике помогает не срывать сроки
Компания ЦЕМЕНТУМ выступает поставщиком целого комплекса материалов, сервисов и технологий для проекта М-12. На разных этапах проекта компания осуществила поставки цемента для возведения искусственных сооружений и производства ЖБИ, монолитных ограждений типа Нью-Джерси, а также минеральных вяжущих для укрепления грунта и нерудных материалов.
Абсолютно новые в нашей стране передовые технологии — карнизные блоки из сверхпрочного фибробетона с уникальными свойствами по прочности и долговечности, отлично зарекомендовавшим себя в искусственных сооружениях во всем мире, впервые применили в России для М-12.
Одна из главных инноваций ЦЕМЕНТУМ в работе над проектами — это внедрение методики проектного управления. Проектные менеджеры компании напрямую работают с руководителями проектов на стороне подрядчика, конфигурируя расписание поставок и предоставление сервисов под этапы строительства.
Каждый объект клиента превращается во внутренний проект ЦЕМЕНТУМ с собственной командой. Так достигается синергия проектных этапов: поставки идут не просто без опозданий, но и согласуются с ходом работ, чтобы никакой материал не простаивал на площадке.
Осознавая масштаб ответственности, связанный со строительством трассы, логисты ЦЕМЕНТУМ постоянно работает над улучшением качества поставок: расширяют километраж и комбинируют средства доставки и самовывоза, выделяют дополнительные машины и вагоны, чтобы максимизировать выгоду подрядчика от работы с поставщиком и предотвратить срыв сроков.
Не только цемент: какие технологии и сервисы повышают эффективность строительства
Эффективность технологии укрепления грунтов для объекта не оспорить. Снижена транспортная и экологическая нагрузка на район строительства: вместо того, чтобы снимать местный грунт и загружать логистику доставкой привозного, основание дороги на месте было устроено с помощью комплексного минерального вяжущего (КМВ) DOROMIX. Но главное заключается в том, что технология позволила производить работы в сложных условиях ранней весны и не останавливать строительные работы. Качественное основание — залог долгой службы дороги.
Состав смесей КМВ подбирается в аккредитованной лаборатории ЦЕМЕНТУМ для конкретного объекта, и готовый состав тестируется на пробном участке. По результатам испытаний, в том числе статическим штампом, оценивается эффективность работы состава и необходимый режим работы техники. Инженеры ЦЕМЕНТУМ сопровождают объект от оценки проектного решения и подбора составов до пуско-наладки и сдачи участков.
Передовые технологии на М-12
На 7 этапе в ходе строительства дороги удалось в 3 раза сократить срок строительства мостовых сооружений. Этот результат был получен благодаря применению подрядчиком материалов ЦЕМЕНТУМ для технологии уравновешенного бетонирования и скользящей опалубки. Вместо традиционного способа с установкой привозных балок возведение моста из монолитных блоков удалось завершить втрое быстрее, используя кран и навесное оборудование.
Впервые в России при строительстве одного из путепроводов через основной ход М-12 на 8-м этапе была применена передовая технология сверхпрочного фибробетона (СПФБ).
Над объектом работала большая команда: заказчиком выступила компания АО «Дороги и Мосты», ИЦ «Мосты и Тоннели» спроектировал, и ООО «Вектор» изготовили карнизные блоки из СПФБ, монтаж которых осуществил Мостоотряд-99. Слаженная совместная работа и проектный подход ЦЕМЕНТУМ помогли реализовать уникальный, не имеющий аналогов в России проект. Сверхпрочный фибробетон, использованный при строительстве, — это композитный материал на основе цементного вяжущего с высоким содержанием тонких стальных волокон.
Благодаря плотной бетон-матрице он обладает абсолютной водонепроницаемостью и высокой морозостойкостью, что позволяет стальной фибре, дисперсно распределенной внутри материала, воспринимать значительные нагрузки, при этом относясь к классу материалов повышенной долговечности, срок службы которого в разы превышает обычный бетон. Благодаря исключительно высокой прочности материала была на 30% снижена толщина (2 см вместо 3 см), и соответственно, материалоемкость по сравнению со стеклофибробетонным изделием, что позволило оптимизировать его габариты и сроки монтажа, при этом не используя тяжелую строительную технику. Дополнительная экономия от применения карнизов из сверхпрочного фибробетона будет на стадии эксплуатации путепровода, т.к. этот материал не требует специального ухода или защиты в отличие от изделий из обычного бетона или стеклофибробетона.